среда, 25 июня 2014 г.

Дивногорье майские 2014г.

Итак, Белорусь, Север Карелия или Дивногорье? Решение пришло когда надоел холод – Дивногорье. Это Юг, там тепло. В Москве дождь, льет, холод.
Маршрут разработали наши отличные друзья Аня и Леха-Спец.  Вышло так:
Нитка маршрута:

Москва - Вязово (370) - Козье (9) - Кузьминки (45) - Троекурово (40) - Курапово (5) - Волотово (7) - Вешаловка (48) - Липецк (50) - Усмань (100) - Рамонь (40) - Костенки (90) - Дивногорье (85) - Шатрище (5) - Костомарово (70) - Колодежное (28) - Белогорье (25) - Задонск (250) - Елец (46) - Нижний Воргол (13) - Москва (400)
Карта
Фотографии Дивногорье .

Итак, мы помчались. В ночь, минуя дачные пробки. С нами выехали экипаж Влада с Женькой, Витос с дочерью и Димка с Наташей. Мы были в экипаже Лехи с Анькой.
Километры сменялись километрами. Пробки пробками. Объезжали где могли…..
Красивая меча встретила не запланированным восходом, а разгоревшимся предобеденным знойным солнцем, таким долгожданным после холодной и дождливой Столицы.

Наша первая остановка. Ночевка на Красивой мече
Вязовский перекат - 53.196624,38.451312 ( 370 км) на р.Красивая меча. Воистинну красивейшее место. Высокий холм, с которого открывается шикарный вид на округу. В таком месте хочется постоять несколько дней, а не несколько часов.
Насладившись красотой народ занялся кто чем, кто спал, кто йожился, а кто-то «тупил» на красивую природу. Внизу, у Красивой мечи расположилась стоянка байдарщиков.

После короткой остановке на Красивой мече, нам предстоял насыщенный событиями и местами маршрут.

Церковь в Кузьминках - 53.086808,38.797059
Краткая справка.
«Каменная, холодная церковь в Кузьминке появилась в 1822 году. Она была построена на средства г-жи П.П. Кошелевой и имела три престола: главный – Знамения Пресвятой Богородицы и придельные - св. Илии пророка и св. Николая чудотворца. На изящную колокольню подвесили пять колоколов, купола осенили золоченые кресты. Для саманной деревни, коей была Кузьминка того времени, появление такого сооружения было поистине большим событием и праздником. Освещение храма, на которое приезжал сам архиерей, состоялось 22 мая, на день св. Николая. Для сельчан был устроен бесплатный обед, им подарили платки и полотенца. Праздничное гулянье продолжалось до утра. Одновременно со строительством церкви построили дом для священника. Церковь обнесли кирпичной оградой (разобранной в 1940 г. для строительства колхозной конюшни) с коваными воротами и калитками. На территории были посажены деревья, а позднее, появились захоронения знатных и почетных жителей села и близлежащих деревень» Ныне церковь разрушена. Предпринимаются шаги к реставрации.
Находится в живописном месте. Из-за отсутствия близлежащих деревень не верится что там когда-то кипела жизнь.

Троекуровский монастырь - 52.97777,38.9749
История обители начинается с того момента, когда угодник Божий преподобный Иларион Троекуровский согласился на предложение помещика села Троекурово Ивана Ивановича Раевского в 1824 году поселиться в его имении в специально устроенной для него келье близ Димитриевского храма. С этого времени и до конца своих дней подвижник жил в Троекурово, а народная молва стала именовать его самого Троекуровским затворником………
Монастырь впечатляет своей основательностью.
Но, нас интересовал не монастырь, а Троекуровская ГЭС - 52.979165,38.968205 ( 0.5 км)
Историческая справка:
Построена: 1953 году
Закрыта: 1974 году
В начале 50-х годов в селе Троекурово на реке Красивая Меча поставили гидроэлектростанцию. Стройка, по воспоминаниям очевидцев, была непростой, к работе привлекалось местное население Однако, даже учитывая невысокий уровень тогдашней механизация ГЭС пустили в строй достаточно быстро. Гидроэлектростанция имела четыре водяных турбины по 150 лошадиных сил, спаренные с генераторами мощностью каждого в 125 киловатт.
Было установлено оборудование производства Петроградского завода динамо машин  "Электросила" . Пока ГЭС функционировала, все хозяйство станции, плотина, шлюзы содержались в порядке.  Здесь работали штатные электрики. Но спустя 20 лет вдруг обнаружилось, что себестоимость электроэнергии, вырабатываемой станцией, слишком высока.
По этой причине в основном она и перестала эксплуатироваться в 1974 году.
Электричество подвели по высоковольтным магистральным сетям, а Троекуровскую ГЭС "законсервировали".
Единственными обитателями ГЭС являются многочисленные рыбаки.

Кураповские скалы - 52.960298,39.026527
«Кураповские Скалы с порогами и ступенчатым водопадом, мистической Ведьминой рощей на руинах Кураповской ГЭС, с соседствующей дубравой Тютчевского леса, повисшей над каньоном, в который убегает бурный поток Красивой Мечи, с ковыльными полянами балки Кураповский верх, являются живописным чудом и внесены в перечень оригинальных памятников природы Липецкой области.»
Совершенно атмосферное место. Крутой берег и выступающие скалы над берегом реки.

Готическая церковь - 52.754425,39.287624
В Российской глубинке в основном достаточно стандартно построенные церкви и монастыри. И увидеть в такой глубинке неоготику, все-равно что увидеть негра в глухой Сибирской глубинке тайги. Очень красивая церковь.

Объехав по объездной Липецк мы устроили ночевку Матырском водохранилище . Место кравсивое, но очень загаженное местными отдыхающими. Всюду песчаные берега, сосны, шикарный сосновый воздух. К вечеру к нам присоединился на ночевку одноклубник Флабер с женой и детьми. Это была первая полноценная ночевка за сутки.

В этот день нам предстояло проехать довольно большой маршрут. Мы начали с провинциального городка Усмань.
Усмань - 52.04964,39.70871
Купеческие и дворянские сохранившиеся дома. Тихо и провинциально. В связи с весенней Липецкой жарой и палящем солнцем, нам понадобился солнцезащитный крем. Оказалось что даже в Усмане это не проблема.:)
Подвесной мостик через Дон в селах Черепянь и Волотово
52°58'0.86"С 39° 5'47.63"В

Рамонь - 51.90848,39.339512
В местечке Рамонь нас ждал совершенно неожиданно прекрасно сохранившийся Замок принцессы Ольденбургской. Хорошо сохранившийся замок в старо-английском стиле (1883-1887).  Замок активно посещаем туристами, активно реставрирующийся. Сохранился не только замок, но и гроты за замком, в крутом овраге за стенами замка в парке. С обрыва, у стен замка открывается шикарный вид на Рамонь и на сахарный завод, построенный в стиле самого замка.
 Разрушенный сахарный завод - 51.905618,39.346386
От замка до заводика ведет живописная дорожечка. Когда машина спускается вниз к заводу, если поднять голову, то над тобой проплывает очень красивый мост через два оврага. Сам завод находится в очень плачевном состоянии. Остался остов и подвалы. Территорию уже кто-то выкупил, ибо бабуля с собакой не пустила на территорию.
Нам надо было двигаться на Тихую сосну, на нашу очередную стоянку.

В этот самый момент, наши джипперы приняли самое джипперское решение – срезать. Навигатор сказал, что есть короткая дорога. Поехали. Дорога из асфальта стала грунтовкой, потом тропкой, потом уперлась в кладбище. Кладбище не стало преградой. Был найден совершенно сумасшедше крутой спуск с холма в низину. Уже сам спуск насторожил. Но жипперов такие вещи не останавливают.
Земля Липецкокй и Воронежской области  - это сплошной чернозем. Засунь палку, и она тут же прорастет. Но, у чернозема есть неприятное свойство. Во время дождя он превращается в каток, в мыльный раствор, на котором не то что ехать, стоять невозможно. Ноги разъезжаются.
Дорога шла через недорогу: колеи, лужи, непойми что под колесами. Пару раз попались квадры и уазик, водитель которого сказал что дороги нет. Все заканчивается озером.
Фигня. Поехали….. сели, вылезли, сели….. И тут пошел дождь…..
Началась настоящая свистопляска. Одна машина выезжала, другая засаживалась. Лебедки, тросы, скользкий чернозем, дождь, комары, дождь…….
Насладившись грязюкой, решили таки выехать на трассу, забить на Костенки – исток наших предков и ехать на Тихую сосну отдыхать.

Ночевка на Тихой сосне или на Дону
Тихая сосна - 50.955237,39.268827
Где-то рядом, в нескольких метрах – Дон. Моя мечта. С детства зачитывалась книгой «Тихий Дон». Мечта была увидеть эту реку.

И вот одна из главных целей – Дивногорье - 50.963076,39.296079
Дно древнего моря.
Справка. «Дивногорье — меловое плато, на десятки метров возвышающееся над окрестной лесостепью. Свое название местность получила от «дивов» — единственных в регионе меловых столбов-останцев. В 1991 году территория плато получила статус музея-заповедника.
Необычная меловая растительность, великолепные виды на протекающие внизу Дон и Тихую Сосну, редкие для России скальные монастыри и церкви делают Дивногорье одной из наиболее интересных достопримечательностей области.» Да что тут говорить, видеть надо. Место сумасшедшей красоты.

В поисках питьевой воды нашли пару великолепных мест.

Где-то недалеко от Дивногорья есть пещера в Шатрище. Мы до туда не доехали. Но место, говорят, стоящее. Мы все-таки решили приобщиться к высокому, к духовному. Мы двинули колеса в Костомарово. В пещерный монастырь.
Костомарово - 50.683754,39.748728
Это место, которое поражает, цепляет, это место must see, must visit. Про это место можно сказать, что это место силы. Энергетика сумасшедшая. Очищает и рождает заново.

Краткая историческая справка. «Монастырь вблизи нынешнего Костомарова был основан еще в дохристианскую эпоху. Никаких документов с тех пор, естественно, не сохранилось. Но одного взгляда достаточно, чтобы понять, что место это для монашествующих должно быть весьма притягательно. Рельеф местности вздыбленный: сплошные балки и меловые горки. Самая замечательная из них – Голгофа, вытянутая в длину возвышенность, на которой стоят дивы: столбы из мела, примерно такие же, как в знаменитом Дивногорье (оно, кстати, там неподалеку). В одном из этих дивов вход в пещерный собор монастыря, имеющий два придела: Спаса Нерукотворного и Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Другие храмы на склоне Голгофы тоже представляют собою пещеры, вырытые в толще горы. Монашки живут под горой. Там же внизу стоит уже не пещерная, а совершенно обычная церковь во имя иконы Взыскания Погибших.»

В скалах выдолблены меловые кельи. В них уникальная окустика. Произносимый звук усиливается, отражается везде эхом проникает в сознание и тело и затухает в меловых лабиринтаз. Такие места созданы для исполнения мантр и молитв. Здесь они достигнут своей цели – трансформации человека.

Белогорье - 50.47089,40.033836
Путь к Белогорью стал одним из незабываемых. Решили опять таки срезать. Навигатор сказал, что проедем. Поехали. Форсировали гору и помчались по плато Дивногорья. Засеянные поля, ничего не боящиеся зверьки: зайцы, лисы, суслики….. шикарный вид на Дон. Совершенно непривычно в таких местах наблюдать горисные плато, похожие на места в Крыму и других горных местах.

На пути к Белогорью проехали сокращенной дорогой. Русская авось и навигатор способен на чудеса. А чудеса нам приносят красоты.

К Белогорью прибыли затемно. Хорошие места оказались заняты. Благо с нами были Влад с Женей – гуру в поиске правильных мест для стоянок.

Утром началась дорога домой.
Задонский монастырь - 52.392376,38.916063
Провинциальный монастырь в провинциальном городке.
Историческая справка: «Из исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима».
Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря.»
Пришлось одеться в длинные юбки, кофты с рукавом. Манастырских вкусностей на территории не оказалось. Везде строгие и суровые монахи.

Чем ближе к Москве, тем холоднее и ветренее. Шорты сменились на джинсы, майки на толстовки.

Лавский карьер - 52.579844,38.465452 . Находится недалеко от г.Елец. Воистину роскошное место. Мини луна или марс. Пейзаж неземной.
«Лавский карьер по добыче щебня, расположен в паре километров к юго-западу от Ельца. Карьер разрабатывает ОАО «Лавский карьер». Основной продукцией является щебень разных фракций, минеральная подкормка для птиц, технологический известняк для сахарной промышленности. Большая часть продукции используется для строительства и ремонта автодорог в Московской области отправляемая железнодорожным вагонами.»

Километрах в 400 от Москвы расположилась Мекка альпинистов – скалы Воргола.
Воргол - 52.572412,38.375072

Несколько минут по убитой дороге, и несколько минут вдыхания отвратительных ароматов сточных канав (видимо где-то либо завод, либо поля аэрации) и попадаешь на Воргол. Каньонообразное место. Крутой берег р.Сосна, торчащие из берега скалы, водяная мельница, плотина. Место, где хочется стоять с палаткой и медитировать, либо обучаться скалолазанию.
«В 10 км от Ельца, в низовьях небольшого притока Быстрой Сосны — Воргола, расположен участок заповедника “Галичья гора” — Воргольское. Площадь — 31 гектар, заповедан в 1963 г. Расположен в узкой, врезанной на глубину 60 м каньонообразной долине. Отвесные скалы обрамляют поочередно то левый, то правый склон, образуя на изгибах реки грандиозные обнажения. Огромные глыбы известняка в каменном хаосе застыли на крутых берегах, поросших лиственным лесом. Наибольшую живописность Воргольской долине придают известняковые обнажения. Высота отдельных из них достигает 20-25 м — это легендарные Воронов, Лисий и Копченый Камни, большие Кичи. Около недоступных скал расположены два дрвнерусских городища, одно из которых было центром существовавшего в древности Воргольского княжества. Благодаря своему нехарактерному для Русской равнины горному облику долина Воргола стала убежищем ряда редких видов растений, свойственных Альпам и Кавказу. Скопление горных папоротников, наличие редких видов высших растений (шиверекия подольская, смородина пушистая, тимьян известняковый и другие) определило особую ценность этого урочища и взятие его под охрану. Уникальна популяция гольца обыкновенного — редкого вида рыб, населяющего быстрые родниковые реки Европы.»
Мск ( 400 км)

Пока все до свидание.

Спасибо за великолепные выходные.

Материалы взяли у Ани и Леши
Леши видео супер
ДА и вообще они нас возили и терпели :)